Оренбургская обл. п. Новосергиевка, ул. Советская, 16
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Очумелые ручки»
Составитель Сысина Анастасия Николаевна– педагог дополнительного образования.
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
«Очумелые ручки» имеет техническую направленность, обеспечивает условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения, одним из условий их успешной подготовки к учебной деятельности, развить свои творческие способности и приобрести конкретные умения и навыки в области начального моделирования.
Программа реализуется в творческом объединении «Очумелые ручки» на базе Дома детского творчества. Программа составлена с 2018 года с учетом изменяющегося контингента обучающихся, запроса родителей и нормативно-правовых документов. Разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"; приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» № 1008 от 29.08.2013г.;
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Актуальность программы заключается в том, что человек, занимающийся начальным моделированием, активно расширяет свой кругозор, приобретает навыки работы с различного рода изображениями, развивает и тренирует восприятие, формирует исследовательские умения и умения принимать оптимальные решения. Программа создана на основе современных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей дополнительного образования детей и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к человеку XXI века. Прививает навыки и умение работать с природными материалами, и способствует формированию эстетической культуры. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к начальному моделированию. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих
продолжить свое обучении в других кружках технической направленности, а в дальнейшем и в профильных учреждениях высшего и среднего
звена.
Программа обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для изготовления своих моделей.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
При разработке программы «Очумелые ручки» были проанализированы программы: «Умелые ручки» (Э.В Белова), «Художественное творчество» (Просняковой Т.Н) отличительные особенности данной программы от уже существующих программ является широкий охват вопросов, связанных с видами и возможностями начального моделирования.
Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, что создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа «Очумелые ручки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Начиная с простейшей изготовления объектов, наращивается сложность выполнения работ, таких как различные технические устройства и приборы, использование нестандартных материалов при выполнении различных дизайн проектов.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста 7-8 лет.
Возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-8 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Очумелые ручки» рассчитана на один год обучения и реализуется в объеме 144 часа.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Очная форма обучения. Основными формами образовательного процесса являются: групповые, индивидуально-групповые занятия, конкурсная деятельность. Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат
практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе
направлены на освоение различных технологий работы с графикой и компьютером
как инструментом обработки графики.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Групповая и индивидуальная работа, виды занятий - практические занятия, тематические праздники, выполнение самостоятельной работы, конкурсы.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Первый год – 144 часа
По программе учебное занятие составляет 2 академических часа с 10-минутным перерывом. 2 раза в неделю по 2 часа;
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ: формирование и развитие у детей элементарных навыков начального моделирования.
Воспитывающие задачи:
- способствовать адаптации к современной жизни с помощью общей культуры знаний и навыков;
- воспитывать целеустремленность, трудолюбие;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской взаимопомощи;
- увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим
процессом;
- воспитывать умение планировать свою работу;
- выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания,
требовательность к себе.
Развивающие задачи:
-развивать мотивационную сферу личности;
- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус;
- развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к
предметам и явлениям действительности;
- стимулировать познавательную активность учащихся посредством включения их в различные виды проектной и конструкторской деятельности.
Образовательные:
- сформировать систему знаний о начальном моделировании;
- сформировать знания техники и тактики при работе с природными материалами и целесообразность их использования при работе.
- сформировать информационную компетентность: умение находить, структурировать, обрабатывать информацию.
-формировать креативное мышление младших школьников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в техническо-конструктивном дизайне;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В объединении «Очумелые ручки» сложилась система мониторинга результативности освоения учащимися программы. Цель мониторинга: выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам реализации образовательной программы.
Для определения уровня освоения программы применяются следующие формы:
- Входная диагностика, текущая диагностика, итоговая диагностика, включающая Теоретическая подготовка ребенка: Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), Практическая подготовка ребёнка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы). Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога, умение представить свою работу
- Участие в конкурсах различного уровня. Результаты обработанных данных заносятся в индивидуальную карту освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Очумелые ручки».
Основные методы диагностики: анкетирование, беседа, К числу важнейших элементов работы по программе относится отслеживание результатов.
На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контроля знаний: беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Беседы и викторины, конкурсы – группа методов контроля, позволяющая также повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
Для отслеживания результативности в процессе обучения проводятся: мини-соревнования, конкурсы.