Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Очумелые ручки»

Составитель Сысина Анастасия Николаевна– педагог дополнительного образования.

Возраст учащихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

  «Очумелые ручки»  имеет техническую направленность, обеспечивает условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения, одним из условий их успешной подготовки к учебной деятельности, развить свои творческие способности  и приобрести конкретные умения и навыки в области начального моделирования.

    Программа реализуется в творческом объединении «Очумелые ручки» на базе Дома детского творчества. Программа составлена с 2018 года с учетом изменяющегося контингента обучающихся, запроса родителей и нормативно-правовых документов. Разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"; приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» № 1008 от 29.08.2013г.;

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Актуальность программы заключается в том, что человек, занимающийся начальным моделированием, активно расширяет свой кругозор, приобретает навыки работы с различного рода изображениями, развивает и тренирует восприятие, формирует исследовательские умения и умения принимать оптимальные решения. Программа создана на основе современных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей дополнительного образования детей и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к человеку XXI века. Прививает навыки и умение работать с природными материалами, и способствует формированию эстетической культуры. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к начальному моделированию. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих
продолжить свое обучении в других кружках технической направленности, а в дальнейшем и в профильных учреждениях высшего и среднего
звена.

 Программа обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для изготовления своих моделей.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

При разработке программы «Очумелые ручки» были проанализированы  программы: «Умелые ручки» (Э.В Белова),  «Художественное творчество» (Просняковой Т.Н) отличительные особенности данной программы от уже существующих  программ является широкий охват вопросов, связанных с видами и возможностями начального моделирования.

Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, что создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа «Очумелые ручки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Начиная с простейшей изготовления объектов, наращивается сложность выполнения работ, таких как различные технические устройства и приборы, использование нестандартных материалов при выполнении различных дизайн проектов.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста 7-8 лет.

Возраст детей и их психологические особен­ности

Дети 7-8 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

 - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа «Очумелые ручки» рассчитана на один год обучения и реализуется в объеме 144 часа.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Очная форма обучения. Основными формами образовательного процесса являются: групповые, индивидуально-групповые занятия, конкурсная  деятельность. Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат
практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе
направлены на освоение различных технологий работы с графикой и компьютером
как инструментом обработки графики.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Групповая и индивидуальная работа,  виды занятий -  практические занятия, тематические праздники,  выполнение самостоятельной работы, конкурсы.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Первый год – 144 часа

По программе учебное занятие составляет 2 академических часа с 10-минутным перерывом.  2 раза в неделю по 2 часа;

Продолжительность одного академического часа 45 минут.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: формирование и развитие у детей элементарных навыков начального моделирования.

Воспитывающие задачи:

-  способствовать адаптации к современной жизни с помощью общей культуры знаний и навыков;

  - воспитывать целеустремленность, трудолюбие;

 - воспитывать  чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской    взаимопомощи;
- увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим
процессом;
- воспитывать умение планировать свою работу;
- выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания,
требовательность к себе.

Развивающие задачи:

 -развивать мотивационную сферу личности;

- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус;
- развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к
предметам и явлениям действительности;
- стимулировать познавательную активность учащихся посредством включения их в различные виды проектной и конструкторской деятельности.

Образовательные:

- сформировать систему знаний о начальном моделировании;

 - сформировать знания    техники и тактики при работе с природными материалами и целесообразность их использования при работе.

     - сформировать информационную компетентность: умение находить, структурировать, обрабатывать информацию.

-формировать креативное мышление младших школьников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в техническо-конструктивном дизайне;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В объединении «Очумелые ручки» сложилась система мониторинга результативности освоения учащимися программы. Цель мониторинга: выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам реализации образовательной программы.

 Для определения уровня освоения программы применяются следующие формы:

- Входная диагностика, текущая диагностика, итоговая диагностика, включающая Теоретическая подготовка ребенка: Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), Практическая подготовка ребёнка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного  плана программы). Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога, умение представить свою работу

Участие в конкурсах различного уровня. Результаты обработанных данных заносятся в индивидуальную карту освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Очумелые ручки».

 

Основные методы диагностики: анкетирование, беседа, К числу важнейших элементов работы по  программе относится отслеживание результатов.

На протяжении всего учебного процесса  проводятся следующие виды контроля знаний: беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Беседы и викторины, конкурсы  – группа методов контроля, позволяющая также повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

Для отслеживания результативности в процессе обучения проводятся: мини-соревнования, конкурсы.

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Очумелые ручки»