Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Звонкие голоса»

ти чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.    Программа реализуется в творческом объединении «Музыка плюс» на базе Дома детского творчества Программа составлена с 2018 года с учетом изменяющегося контингента обучающихся, запроса родителей и нормативно-правовых документов.

 
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Актуальность  программы  обусловлена  развитием  современного  общества,  где  главнойзадачей  является  создание  условий  для  развития личности  ребенка,  его  духовно-нравственного  становления и  подготовки к  жизненному  самоопределению. Все  знают,  какой  притягательной  силой  для  детей  обладает  вокальная  музыка,  она раскрепощает,  убирает комплексы,   помогает   самовыражению   и самоутверждению   в   нашем   сложном   мире.   Направленность   программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении иностранных языков. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на ребенка. Это  помогает ему, разобраться в огромном количестве вокальной музыки, показывает, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Занятия в творческом объединении дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение вне школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом ребята высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

Кроме того, программа решает вопросы социализации и организации досуга современных подростков. Разработка данной программы дополнительного образования по музыкальному воспитанию детей обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм работы с подростками в системе дополнительного образования. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многолетней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных,  выработке навыков пения в ансамбле, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.

    Развитие творческих навыков играет огромную роль и способствует более эмоциональному и осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого, пробуждает интерес к музыке. Способность приносить радость людям помогает им почувствовать себя нужными. Концертные выступления показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать, высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей. Систематические занятия творческой деятельностью развивают положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Дети становятся мягче, отзывчивей, повышается культура общения и поведения. Душа и мысли становятся чище. В жизни они начинают видеть больше прекрасного.

Педагогическая целесообразность программы «Звонкие голоса» разработана на основе собственной практической работы с обширным контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу психики и нервной системы, с учётом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей.
-выявление индивидуальных возможностей обучающихся;

-создание ситуации успеха на занятии;

-увеличение границ самостоятельного творчества;

- укрепление физического развития ребенка;

- воспитания и развития личности ребенка.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

   Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности ребёнка, а именно: периферийность посёлка, удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребёнка , неблагополучное влияние социальной среды. Одна из отличительных особенностей программы является то, что она   используется в условиях сельской местности, в которой обучающиеся имеют ограниченный доступ к полноценному музыкальному образованию, так как налицо отсутствие у детей музыкальных инструментов, специальной музыкальной литературы, а так же ограниченные материальные возможности  их родителей (не все родители имеют возможность заплатить за обучение ребёнка в музыкальной школе).

Отличие настоящей программы состоит в:

-целеполагании и концептуальном обосновании;

-выборе форм организации образовательного процесса;

-наличие учебно-тематического плана;

-описании характеристик содержания занятий.

  • последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Пение представляет собой действенное
  • снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям илиситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов  улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия  объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
  • дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности  голосового аппарата с основными свойствами голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания)
  • Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребёнка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.

   В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на работу с детьми  младшего,среднего и старшего школьного возраста

(5-17 лет).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 5-7 лет до 9-10 лет)

Младший школьный возраст является наиболее ответственным  этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

 Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.

 Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Центральные личностные новообразования: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельностирефлексия, анализ, внутренний план действийразвитие нового познавательного отношения к действительностиориентация на группу сверстников своего возрастадальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школесовершенствование головного мозга и нервной системы неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость нервно-психическая ранимость ребенка неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность развитие познавательных потребностей развитие словесно-логического, рассуждающего мышления изменение способности к произвольной регуляции поведения. Основные задачи развития:

формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»

раскрытие индивидуальных способностей и особенностей развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим усвоение социальных норм, нравственное развитие

развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (от 10-11 лет до 17 лет)

        Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психо­логическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Гормональные из­менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон­центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей дея­тельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продук­тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео­ретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 Программа «Звонкие голоса» рассчитана на пять лет  обучения и реализуется в объеме 936 часа.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Очная форма обучения. Основными формами образовательного процесса являются: групповые, индивидуально-групповые занятия, теория и практика, репетиционная и концертная деятельность.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Групповая и индивидуальная работа,  виды занятий -  практические занятия, экскурсии, тематические праздники, концерты, выполнение самостоятельной работы, конкурсы, фестивали.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

 Первый год – 144 часа, второй, третий, четвертый и пятый год – 216 часов.

Занятия проводятся с сентября по май включительно. По программе учебное занятие составляет 2 академических часа с 5-минутным перерывом. I год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; II III, IV, V - год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность одного академического часа 45 минут.                 

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его определённых способностей через вокал, оказание помощи в адаптации в современных условиях жизни, распространение воспитательного воздействия на семью ребёнка посредством участия родителей в жизни объединения «Музыка плюс».

Воспитывающие задачи:

 - способствовать созданию дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;

 - способствовать созданию условий для обучения;

 - способствовать адаптации к современной жизни с помощью общей культуры знаний и навыков;

 - формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, физическое, духовное, эмоциональное здоровье;

 - воспитывать целеустремленность, трудолюбие;

 - формировать партнерские отношения в творческом коллективе;

  - воспитывать  чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской    взаимопомощи;

Развивающие задачи:

 - обучение  пению и формирование исполнительских навыков  пения ансамбле ;

 - развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей и привлечение их к   занятиям в системе дополнительного образования в объединениях детских и юношеских коллективов, увлеченных идеей музыкальной самодеятельности;

 -развитии потребности в разумном проведении своего свободного времени;

 - формирование эстетического вкуса у современных детей и подростков; обучение молодежных  коллективов навыкам сценического выступления; поиск ярких, талантливых детей,  для привлечение  их к участию в культурных программах различных  уровней;

- способствовать развитию волевых  и физических качеств;

- развитие организаторских навыков;

 -развитие мотивационной сферы личности;

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности;

- развивать воображение, образное мышление и творческие способности;

 -развивать познавательные психические процессы личности: восприятие, речь, память, внимание;

-  развитие познавательного интереса в области музыкального искусства;

- развитие творческой активности  посредством включения учащихся вокального ансамбля в социально- значимую деятельность (концерты на детских площадках во время летних каникул, в детских домах, в сельских клубах, участие в мероприятиях, проводимых Домом детского творчества, и т.п.).

Образовательные:

-овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой

деятельности: пении, культуре поведения на сцене; профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми длязанятий эстрадным пением;

- получение знаний о певцах и музыкантах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии

- изучение с теорией музыки, представления о том, как создаётся музыкальное произведение;

- овладение знаний определять составляющие стиля.

-обучение вокальному мастерству;

-освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении.

-получение знаний о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- профориентация наиболее способных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В объединении «Музыка плюс» сложилась система мониторинга результативности освоения обучающимися программы. Цель мониторинга: выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам реализации образовательной программы.

 Для определения уровня освоения программы применяются следующие формы:

- Входная диагностика, текущая диагностика, итоговая диагностика, включающая Теоретическая подготовка ребенка: Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), Практическая подготовка ребёнка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного  плана программы). Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня. Результаты обработанных данных заносятся в индивидуальную карту освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающий программы «Звонкие голоса».

Основные методы диагностики: анкетирование, беседа, К числу важнейших элементов работы по  программе относится отслеживание результатов.

На протяжении всего учебного процесса  проводятся следующие виды контроля знаний: беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Беседы и викторины, конкурсы  – группа методов контроля, позволяющая также повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

Для отслеживания результативности в процессе обучения проводятся: мини-соревнования, конкурсы, фестивали.

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Звонкие голоса»