Оренбургская обл. п. Новосергиевка, ул. Советская, 16
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Звонкие голоса»
ти чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Программа реализуется в творческом объединении «Музыка плюс» на базе Дома детского творчества Программа составлена с 2018 года с учетом изменяющегося контингента обучающихся, запроса родителей и нормативно-правовых документов.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Актуальность программы обусловлена развитием современного общества, где главнойзадачей является создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению. Все знают, какой притягательной силой для детей обладает вокальная музыка, она раскрепощает, убирает комплексы, помогает самовыражению и самоутверждению в нашем сложном мире. Направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении иностранных языков. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на ребенка. Это помогает ему, разобраться в огромном количестве вокальной музыки, показывает, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Занятия в творческом объединении дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение вне школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом ребята высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
Кроме того, программа решает вопросы социализации и организации досуга современных подростков. Разработка данной программы дополнительного образования по музыкальному воспитанию детей обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм работы с подростками в системе дополнительного образования. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многолетней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, выработке навыков пения в ансамбле, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.
Развитие творческих навыков играет огромную роль и способствует более эмоциональному и осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого, пробуждает интерес к музыке. Способность приносить радость людям помогает им почувствовать себя нужными. Концертные выступления показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать, высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей. Систематические занятия творческой деятельностью развивают положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Дети становятся мягче, отзывчивей, повышается культура общения и поведения. Душа и мысли становятся чище. В жизни они начинают видеть больше прекрасного.
Педагогическая целесообразность программы «Звонкие голоса» разработана на основе собственной практической работы с обширным контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу психики и нервной системы, с учётом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей.
-выявление индивидуальных возможностей обучающихся;
-создание ситуации успеха на занятии;
-увеличение границ самостоятельного творчества;
- укрепление физического развития ребенка;
- воспитания и развития личности ребенка.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности ребёнка, а именно: периферийность посёлка, удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребёнка , неблагополучное влияние социальной среды. Одна из отличительных особенностей программы является то, что она используется в условиях сельской местности, в которой обучающиеся имеют ограниченный доступ к полноценному музыкальному образованию, так как налицо отсутствие у детей музыкальных инструментов, специальной музыкальной литературы, а так же ограниченные материальные возможности их родителей (не все родители имеют возможность заплатить за обучение ребёнка в музыкальной школе).
Отличие настоящей программы состоит в:
-целеполагании и концептуальном обосновании;
-выборе форм организации образовательного процесса;
-наличие учебно-тематического плана;
-описании характеристик содержания занятий.
- последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Пение представляет собой действенное
- снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям илиситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
- дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания)
- Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребёнка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.
В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на работу с детьми младшего,среднего и старшего школьного возраста
(5-17 лет).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 5-7 лет до 9-10 лет)
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Центральные личностные новообразования: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельностирефлексия, анализ, внутренний план действийразвитие нового познавательного отношения к действительностиориентация на группу сверстников своего возрастадальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школесовершенствование головного мозга и нервной системы неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость нервно-психическая ранимость ребенка неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность развитие познавательных потребностей развитие словесно-логического, рассуждающего мышления изменение способности к произвольной регуляции поведения. Основные задачи развития:
формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим усвоение социальных норм, нравственное развитие
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (от 10-11 лет до 17 лет)
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Звонкие голоса» рассчитана на пять лет обучения и реализуется в объеме 936 часа.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Очная форма обучения. Основными формами образовательного процесса являются: групповые, индивидуально-групповые занятия, теория и практика, репетиционная и концертная деятельность.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Групповая и индивидуальная работа, виды занятий - практические занятия, экскурсии, тематические праздники, концерты, выполнение самостоятельной работы, конкурсы, фестивали.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Первый год – 144 часа, второй, третий, четвертый и пятый год – 216 часов.
Занятия проводятся с сентября по май включительно. По программе учебное занятие составляет 2 академических часа с 5-минутным перерывом. I год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; II III, IV, V - год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность одного академического часа 45 минут.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ: духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его определённых способностей через вокал, оказание помощи в адаптации в современных условиях жизни, распространение воспитательного воздействия на семью ребёнка посредством участия родителей в жизни объединения «Музыка плюс».
Воспитывающие задачи:
- способствовать созданию дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
- способствовать созданию условий для обучения;
- способствовать адаптации к современной жизни с помощью общей культуры знаний и навыков;
- формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, физическое, духовное, эмоциональное здоровье;
- воспитывать целеустремленность, трудолюбие;
- формировать партнерские отношения в творческом коллективе;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской взаимопомощи;
Развивающие задачи:
- обучение пению и формирование исполнительских навыков пения ансамбле ;
- развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей и привлечение их к занятиям в системе дополнительного образования в объединениях детских и юношеских коллективов, увлеченных идеей музыкальной самодеятельности;
-развитии потребности в разумном проведении своего свободного времени;
- формирование эстетического вкуса у современных детей и подростков; обучение молодежных коллективов навыкам сценического выступления; поиск ярких, талантливых детей, для привлечение их к участию в культурных программах различных уровней;
- способствовать развитию волевых и физических качеств;
- развитие организаторских навыков;
-развитие мотивационной сферы личности;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности;
- развивать воображение, образное мышление и творческие способности;
-развивать познавательные психические процессы личности: восприятие, речь, память, внимание;
- развитие познавательного интереса в области музыкального искусства;
- развитие творческой активности посредством включения учащихся вокального ансамбля в социально- значимую деятельность (концерты на детских площадках во время летних каникул, в детских домах, в сельских клубах, участие в мероприятиях, проводимых Домом детского творчества, и т.п.).
Образовательные:
-овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой
деятельности: пении, культуре поведения на сцене; профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми длязанятий эстрадным пением;
- получение знаний о певцах и музыкантах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии
- изучение с теорией музыки, представления о том, как создаётся музыкальное произведение;
- овладение знаний определять составляющие стиля.
-обучение вокальному мастерству;
-освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении.
-получение знаний о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- профориентация наиболее способных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В объединении «Музыка плюс» сложилась система мониторинга результативности освоения обучающимися программы. Цель мониторинга: выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам реализации образовательной программы.
Для определения уровня освоения программы применяются следующие формы:
- Входная диагностика, текущая диагностика, итоговая диагностика, включающая Теоретическая подготовка ребенка: Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы), Практическая подготовка ребёнка: практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы). Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией
- Участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня. Результаты обработанных данных заносятся в индивидуальную карту освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающий программы «Звонкие голоса».
Основные методы диагностики: анкетирование, беседа, К числу важнейших элементов работы по программе относится отслеживание результатов.
На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контроля знаний: беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление обучающегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Беседы и викторины, конкурсы – группа методов контроля, позволяющая также повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
Для отслеживания результативности в процессе обучения проводятся: мини-соревнования, конкурсы, фестивали.